После нескольких месяцев отсутствия заметной активности российских поставок ферротитана в Европу введение ограничительных мер привело к резкому ценовому росту европейских спотовых цен в ближней перспективе как минимум. После введения предкарантина сроком на неделю появились признаки объявления форс-мажора российскими производителями.
Введение более жёсткой изоляции в различных российских регионах мгновенно привело к беспокойствам и сомнениям относительно возможности поставок ферротитана и титанового лома из России в Европу. Такие негативные ожидания с немалой вероятностью только усилят эффект от снижения производства в Европе также вследствие пандемии.
С начала ноября верхняя граница диапазона преобладающих спотовых цен в Европе составляла $4,50 за кг Ti при локальных колебаниях нижней границы от 5 до 20 центов за кг. В середине текущей рабочей недели преобладающие цены на стандартный ферротитан 70% max. 4,5%Al ощутимо укрепились до $4,50-5,00 за кг Ti ddp Европа, а преобладающие цены на необработанную стружку 90/6/4 max. 0,5%Sn и max. 0,5-2%Sn – остались без изменений в диапазонах $0,75-0,85 и с $0,70-0,75 до $0.65-0,75 за фунт CIF Европа соответственно. Но очевидна возможность повышения и цен на лом в случае дальнейшего укрепления ферротитана.
«Многие испанские сталепроизводители закрыты для поставок. Из Италии был звонок на два грузовика с быстрой поставкой, но до конкретного предложения не дошло. Наше производство снизилось примерно на 15% из-за негативного влияния эпидемия на укомплектованность персонала, и это привело к тому, что фактически нам нечего предложить для срочных спотовых поставок. Всё, что мы смогли «наскрести» для продажи на этой неделе – это 10 тонн. Наше предложение по $5 за кг было быстро подтверждено», сообщает британский поставщик сплава.
Доля российских поставок на европейский рынок составляет до 40%, объём этих поставок составляет около 1500-2000 тонн в год. Российские производители титановой продукции также обеспечивают немалый объём поставок лома для производства ферротитана как в России, так и в Европе. «Если ВСМПО-Ависма снизит производство, произойдёт просто взрыв спотовых цен», коротко заметил европейский поставщик.
«Понемногу создаётся впечатление, что перебои в поставках ферротитана начинают перевешивать снижение спроса в металлургии. На рынке весь спектр проблем, от остановок производства до нарушения привычных логистических связей. В России при вынужденном «отпуске», сначала недельном, потом продлённом до конца апреля, пока нет ясной картины полного возобновления работы. Если приостановка разных производств затянется, придётся объявлять форс-мажор. Пока что мы просто вне рынка из-за всех указанных причин», сообщает российский поставщик.
«Минимум два заказчика, закупавших российский материал по долгосрочным контрактам, обратились к нам с просьбой о срочной поставке. Думаю, что это является признаком отсутствия затоваренности рынка. Мы, естественно, сейчас даём заведомо более высокие котировки. Учитывая неопределённость с сохранением поставок лома, некоторое снижение производства из-за временной нехватки рабочего персонала, мы, наверное, предпочтём упустить отдельную сделку, чем столкнуться с нехваткой материала для долгосрочных контрактов через месяц-два. Почти весь наш текущий бизнес сосредоточен на материале высокого качества или чуть выше стандартного, которые дают сейчас очень хорошую премию», сообщает другой британский поставщик.
Российская ВСМПО-Ависма является одним из важнейших поставщиков ферротитана для самого крупного в мире производителя стали Arcelor-Mittal, а также важнейшим поставщиком титановых изделий для таких гигантов аэрокосмической отрасли, как Боинг, Эйрбас, Роллс-Ройс. Пять лет назад ВСМПО-Ависма поставила цель повысить к 2020 году ежегодное производство титановой губки с 29500 до 40000 тонн, в т.ч. и за счёт наращивания закупок сырьевых материалов, включая лом, от «сторонних» компаний. В таких закупках ВСМПО-Ависма пришлось вести конкуренцию с производителями титановых слитков и ферротитана, являющихся активными покупателями титанового лома.
Боинг имеет действующий до 2022 контракт на поставку титановой продукции от ВСМПО-Ависма. Кроме того, было создано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing. По оценкам около 35% титановой продукции, получаемой Боинг, поступает из России. Поэтому объяснимы волнения и беспокойства участников рынка титана по поводу возможного объявления форс-мажора ВСМПО-Ависма.
Точных данных или комментариев от компании пока не поступало. Некий источник лишь сообщают, что объединение уведомило своих заказчиков о возможном развитии ситуации до вынужденной остановки производства, что, в свою очередь, приостановит и/или задержит поставки. Тот же источник отмечает, что «…чего ВСМПО-Ависма сейчас НЕ делает – это не предлагает «широко» своей новопроизведённой продукции. Россия фактически останавливает нормальный режим во многих областях. Если это продлится долго, то неизбежно сильно скажется на поставках на рынке титановой продукции. Но пока что все обязательства ВСМПО-Ависма честно выполняются, промышленные потребности обслуживаются, но пока нет новых для торговцев, работающих с небольшой маржой. Информации об объявлении форс-мажора на вечер 1 апреля не было. Будем ждать до следующей недели».