Проводимая изданием Метал Бюллетин. Среди выступающих на этом мероприятии был и Оуэн Гиббс, старшего трейдера по никелю одного из гигантов мировой металлургии, холдинга Glencore.
В своём выступлении, посвящённом, естественно, анализу рынка никеля г-н Гиббс озвучил вывод о том, что рынок никеля в 2020 г. получит существенное ускорение в связи с развитием транспортных средств с электрическими двигателями (EV, electricvehicles), что будет способствовать укреплению спроса на металл, и даже в текущей ситуации на рынке мировой рынок никеля характеризуется самыми сильными за десятилетие фундаментальными факторами.
«Пока что сектор EVостаётся сказкой для претворения в жизнь не ранее 2020 г., и до этого времени спрос на никель не получит «настоящего пинка». С очень большой вероятностью спрос в секторе источников питания подвергнет трансформации всю структуру спроса на никель и придаст ускорение на всё следующее десятилетие», полагает специалист Glencore. По оценкам Glencore, в 2025 году спрос на EVможет достигнуть 10 млн. шт., что потребует не менее 400 тыс. тонн никеля в год. Но уже сейчас рынок никеля сильно напряжён в смысле обеспечения материалом, что выражается в сокращении складских запасов, росте рынка нержавеющей стали и премиям к биржевой цене, которые поднялись до десятилетних максимумов. «Всё это не для разрушения красивой картины спроса на никель в EV-секторе, существенный дефицит – это уже реальность», отметил г-н Гиббс.
Glencoreоценивает вероятный дефицит никеля по итогам 2017 г. в 170 тыс. тонн, что отражает сильный спрос и проблемы с предложением. Глобальный спрос на первичный никель в 2017 г. возрастёт более, чем на 9% до 2,2 млн. тонн на волне роста потребностей в специальных сталях у европейских автопроизводителей, благодаря спросу в нефтегазовой отрасли, и, естественно, росту потребления никеля в секторе источников питания, особенно в Южной Корее, Китае, Тайване (по сравнению с прошлым годом этот показатель в этом году вырос на 25%).
Свой вклад в рост потребления никеля внесли увеличение на 7% китайского производства нержавеющей стали 300-х марок, увеличение до 2 млн. тонн в год производственных мощностей по выпуску нержавеющей стали в Индонезии – по итогам 2017 г. прогнозируется рост мирового производства нержавеющей стали 4%.
Темпы роста мирового предложения по никелю отстают от роста спроса, который в текущем году может составить около 5% (в абсолютном выражении 2,06 млн. тонн). С одной стороны, в 2017-2018 гг. предполагается рост производства никелевого чугуна (NPI, nickelpigiron) в Китае, Индонезии и Филиппинах с 573 до 708 тыс. тонн, но при этом поставки никеля не в виде NPIпо итогам 2017 г. могут снизиться на 2% вследствие закрытий некоторых производств под предлогом слабых цен.
Колебания биржевых цен на никель значительны – в ноябре цены «пробивали» уровень $13000 за тонну, после чего всего за две недели потеряли 16%. В середине прошлой недели премии на необрезные никелевые катоды достигли $180-250 за тонну на складе в Роттердаме – последний раз такой уровень премий наблюдался в июне 2008 г.
Мировые запасы никеля также претерпели значительные изменения – «на пике» они достигали 900 тыс. тонн, сейчас не превышают 650 тыс. тонн. Текущие официальные складские запасы на Лондонской бирже металлов составляют примерно 380 тыс. тонн по сравнению с пиковым значением 465 тыс. тонн в мае 2015 г. На Шанхайской бирже сокращение запасов ещё заметнее – 41,5 тыс. тонн по сравнению с пиковым значением 112 тыс. тонн в августе 2016 г. До 62 тыс. тонн снизились запасы, не охваченные варрантами (складскими свидетельствовами), которые в августе 2016 г. составляли 112 тыс. тонн, не считая запасов, которые держало Государственное бюро по запасам Китая. Иные глобальные запасы составляют 157 тыс. тонн по сравнению с их максимумом 182 тыс. тонн.
В заключение своего выступления на конференции г-н Гиббс отметил, что «…с учётом дополнительного роста спроса на никель в секторе источников питания всем очевидна необходимость дополнительных инвестиций. В частности, есть большой потенциал у возможных инвестиций в месторождения в Индонезии. Но уже некоторое время назад и сейчас рынок не в состоянии ответить на вопрос – откуда брать первичный никель в объёмах, которые будут востребованы в будущем…».